с 8:00 до 21:00 Ежедневно без выходных

Обман потребителя: как распознать?

В последнее время нередки случаи, когда потребители со стороны продавцов, изготовителей, исполнителей подвергаются обману. Как быть в данной ситуации: отстаивать свои права или смириться с обманом? Что выберите Вы?

Для того, чтобы Вы могли сделать правильный выбор я разъясню Вам: что такое обман потребителя, как его распознать и каковы санкции? 

Обман потребителя

Это действия, в результате которых нарушен закон и права потребителя и за которые можно привлечь к административной ответственности. При этом эти действия могут быть совершены любыми лицами, включенными в сферу оказания услуг, выполнения работ и реализации товаров, будь то продавцы, менеджеры, индивидуальные предприниматели.

В Кодексе об административных правонарушениях закреплена специальная статья – 14.7, которая имеет соответствующее название – «Обман потребителей».

По данной статье предусмотрены следующие штрафы:

Формы обмана потребителя

Существует несколько форм обмана потребителя:

1) обмеривание - отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи;

2) обвешивание - отпуск товара меньшего веса (объема), чем определено договором купли-продажи;

3) обсчет - взимание большей суммы, чем определено ценой товара (работы, услуги), предусмотренной договором купли-продажи, или реализация товара (работы, услуги) по цене, завышенной относительно цены, указанной на ценнике или маркировке товара (работы, услуги) или установленной уполномоченными государственными органами.

4) введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) - продажа либо передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) с нарушением требования об указании потребительских свойств или указание недостоверных сведений о потребительских свойствах или качестве продукции;

5) иной обман потребителей.

Бороться или смириться?

Если Вы столкнулись с обманом, то можете выбрать один из способа защиты нарушенного права или использовать несколько способов в совокупности.

  1. С практической точки зрения наиболее правильным вариантом будет обращение к продавцу, исполнителю с письменной претензией. Не забудьте, что претензии необходимо подготовить в количестве 2 штук, и на своем экземпляре поставить отметку о получении.
  2. Обращение в территориальные органы Роспотребнадзора, полицию, в прокуратуру. По результатам проверки виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности. Как смогли убедиться мы ранее, то размер ответственности весьма внушителен.
  3. Обращение в общественные объединения потребителей.
  4. Последней инстанцией в восстановлении нарушенных прав является суд. Однако обращаться в суд имеет смысл в том случае если лица, допустившие обман, добровольно Ваши требования не удовлетворили и/или не ответили на Ваше обращение в установленный законом срок.

Внеплановая проверка Роспотребнадзором

Можно прибегнуть и такому виду защиты своих прав. В данном случае необходимо придерживаться определенных действий:

Есть исключение: обратиться в Роспотребнадзор минуя досудебный порядок урегулирования спора можно в том случае если обман повлек угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан или непосредственно причинил вред жизни и здоровью граждан.